Как выбрать самые красивые цвета для визуализации данных

Время чтения текста – 35 минут

Перевод статьи “How to pick more beautiful colors for your data visualizations”

Лиза Шарлотта Мут написала очень полезную статью про выбор цветов для визуализации на Datawrapper, которой мы просто не можем с вами не поделиться. Если хотите прочесть статью в оригинале, то переходите на страницу источника, а если вам комфортнее ознакомиться с материалом на русском языке, то оставайтесь здесь и продолжайте читать.

Иногда бывает трудно выбрать хорошие цвета для диаграмм, не так ли? Сегодня я расскажу вам о том, как делать это проще.
Я хочу, чтобы вы чувствовали больше уверенности в выборе цвета и, если вам кажется, что у вас нет чувства цвета, я попытаюсь помочь вам найти нужные цвета. Мы поговорим о типичных цветовых ошибках, которые я вижу на практике, и о том, как их избежать.
Эта статья не для вас, если вы пытаетесь найти хорошие градиенты или оттенки. Но если вам нужно найти красивые характерные цвета, чтобы выделять разные категории (например, континенты, отрасли, виды птиц), то эта статья вам точно поможет.

Категориальные данные в визуализациях FiveThirtyEight, Nadieh Bremer, The Pudding, New York Times, The Economist и Akkurat

Базовые определения цвета

Я часто упоминаю такие термины, как насыщенность, яркость и оттенок. Цветовые пространства HSB (оттенок, насыщенность, яркость) или HSV (оттенок, насыщенность, значение) достаточно хорошо подходят для их проверки:
Оттенок варьируется от 0° до 360° — это типичный цветовой круг:
Насыщенность варьируется от 0% (серый) до 100% (супер красочный!):
Яркость/значение варьируются от 0% (черный) до 100% (фактический цвет):
Для того чтобы преобразовать цвета из HEX (например, #cc0000) или RGB (например, rgb (207, 176, 58)) в HSB/HSV, используйте такой инструмент, как colorizer.org.
Родственником HSB/HSV является цветовое пространство HCL. Используются те же параметры (Hue, Chroma = Saturation, Lightness), но параметры ближе к тому, «как мы действительно видим цвета». Datawrapper использует цветовое пространство HCL для выбора палитры цветов:

Так как вы не найдете параметры цвета HCL в Adobe Photoshop или colorizer.org, то каждый раз, когда я упоминаю градусы (например, 0°) или проценты, я буду говорить о цветовом пространстве HSB/HSV.
Теперь, когда мы разобрались с базой, давайте погрузимся в тему цвета в визуализации.

Расширьте свое понимание цветов

Вы можете подумать: «Так, нужно выбрать пять цветов для моей диаграммы. Поэтому я использую зеленый, желтый, синий и красный. И… эээ… может быть, оранжевый? Или фиолетовый!»
Если вы с детства совсем не задумывались о цветах, раскрашивая книжку-раскраску, то все вполне логично. Итак, сегодня я здесь, чтобы раскрыть вам большой секрет: цветов гораздо больше.
Посмотрите на этот рисунок и сравните его цвета с основными — :

Они отличаются, не так ли? Красный, который использует Надие (автор рисунка) отличается от классического красного . Зеленый... вы можете вообще назвать его зеленым ?
Поэтому, прежде чем вводить ограничивающие нас правила, позвольте мне немного вас напугать: вы можете использовать тысячи цветов. Например, вот это желтовато-красный и синевато-красный цвета. Есть серый цвет , а также, холодный серый и теплый серый . А еще есть синий. Огромное количество оттенков синего! Как, к примеру, этот , этот , этот , этот и вот этот . И это мы даже не говорили про желтый и оранжевый.
У вас всегда есть множество вариантов. Это означает, что вы можете оставаться в небольшой области цветового круга и при этом вариативность будет колоссальной. Это значит:

Не стоит плясать по всему цветовому кругу

Нет необходимости включать сразу все оттенки цветового круга, например, , в одну визуализацию. Диаграмма будет выглядеть более профессионально — и, следовательно, вызывать больше доверия — когда в ней используется только несколько оттенков и комплементарных цветов.
Когда же смотреть на цветовой круг? Это может быть полезно при поиске гармоничных сочетаний с помощью Adobe Color или Color Calculator.

Гармонии из Color Calculator

Инструменты выше помогают выбрать различные гармонии. Последний инструмент называется «квадратный» или «четырехугольный». Не используйте его. Это приведет к использованию слишком большого количества оттенков, а мы стремимся этого избежать.

В этом видео показано, как я использовала инструмент цвета Paletton, начиная с квадратной гармонии и уменьшая расстояние между точками. Обратите внимание, насколько гармоничнее становятся цветовые сочетания.
Если расстояние в обеих парах цветов становится достаточно маленьким, вы, скорее всего, используете комплементарные цвета. И это отличный выбор! Множество комплементарных цветовых пар прекрасно сочетаются друг с другом. Если сомневаетесь, используйте комплементарные цвета и соседние с ними.
Итак, давайте посмотрим, как это выглядит в Adobe Color.

Комплементарные цвета из Adobe Color

Наши цвета противоположны друг другу на цветовом круге, поэтому они точно являются комплементарными. Ура! Но использовать их все еще нельзя: два оранжевых оттенка слишком похожи. И все выглядит таким… ярким.
Поэтому теперь нам нужно отрегулировать насыщенность и яркость:

Используйте насыщенность и яркость, чтобы ваши оттенки сочетались

Насыщенность и яркость так же важны, как и сам оттенок. Фактически, вы можете создавать новые цвета, просто изменяя насыщенность и яркость. Вот две пары цветов одного оттенка, но разной насыщенности и яркости: / . Если вы немного измените оттенок, то добьетесь лучших результатов: / .
Вернемся к нашему цветовому сочетанию: . Поиграв с параметрами, получается следующее:

Улучшенные комплементарные цвета из Adobe Color

Я уменьшила насыщенность голубого и светло-оранжевого и сделала все цвета темнее, кроме светло-оранжевого. Черт возьми, теперь с этим можно работать!
Поэтому, если ваша цветовая комбинация еще не выглядит потрясающе, не добавляйте сразу другой оттенок. Сначала измените насыщенность и яркость и посмотрите, станет ли лучше.
Вот что я сделала со всеми этими цветовыми палитрами: , и . Все они примерно дополняют друг друга, и имеют разную насыщенность и яркость. Вот что заставляет их работать.

Используйте теплые оттенки и голубой цвет

Существует комплементарная цветовая комбинация, которая особенно нравится дизайнерам визуализации данных: желтый/оранжевый/красный и синий. Просмотрите графические портфолио, например, из South China Morning Post или The Economist (PDF), и вы заметите, что они используют эти цвета гораздо чаще, чем фиолетовый или зеленый.

Три страницы из The South China Morning Post

Все дело в том, что эти теплые цвета в комбинации с синим — универсальны для категорий. Желтый, оранжевый и красный очень хорошо смотрятся вместе, но люди все равно будут воспринимать их как разные цвета:  — это именно то, что нам нужно для цветов разных категорий. А синий цвет более гибкий, чем любой другой оттенок: много синего (независимо от того, темный или светлый , насыщенный или ненасыщенный ) выглядят приятно, успокаивающе и даже профессионально.
Важно заметить, что эти цвета доступны всем: дальтоники легко смогут отличить друг от друга синий и оранжевый/красный.
Так что, если сомневаетесь, то используйте оранжевый/красный с синим.

Если используете зеленый, сделайте его желтоватым или синеватым

Оттенок, который можно назвать “лесной зеленый”, занимает одну шестую часть цветового круга, примерно от 90° до 150° , с пиком в 120° . Однако вы едва ли сможете найти много хорошо продуманных визуализаций, в которых он используется. Почему так?
Во-первых, лесной зеленый — очень темный. А если сделать его светлее, то он станет похож на странноватый неон . Таким образом, вам нужно сильно изменить яркость и насыщенность зеленого цвета (больше, чем у других цветов) чтобы получить приятный оттенок. Именно это и делает Washington Post с зеленым цветом в примере ниже:

How Trump is rolling back Obama’s legacy от The Washington Post

Это зеленый цвет на 142° цветового круга, но в нем только 14% насыщенности. Вот как тот же оттенок с такой же яркостью будет выглядеть на 100% насыщенным: . Ой!
И не забывайте про людей-дальтоников: чистый зеленый цвет в сочетании с красным, оранжевым или даже красновато-коричневым им трудно различить.
Поэтому, используя зеленый цвет, добавьте в него немного желтого или синего. Вы можете увидеть это в примерах вверху этой статьи: все зеленые (кроме одного в примере FiveThirtyEight ) имеют оттенок более 160°, то есть более синий , или менее 60°, то есть более желтый . Надие использует и желто-зеленый, и сине-зеленый в этом проекте, который мы уже видели выше:

Похоже, вы даже можете использовать оттенки зеленого в своей визуализации как два разных цвета, как это делает Надие: вариант абсолютно беспроигрышный!

Избегайте чистых цветов

«Чистые» оттенки — это те, которые расположены точно под 60°, 120°, 180°, 240°, 300° и 360°/0° на цветовом круге:

Давайте разберем пример, чтобы научиться определять “чистый” цвет. В HSV/HSB значение оттенка (hue) этого ярко-синего . равно 180°, значение насыщенности (saturation) — 67%, а значение яркости — 91%. Вы также можете проверить значения RGB: если хотя бы два значения совпадают, цвет — «чистый». Например, наш . — это rgb (77, 232, 232).
Чтобы ваши цвета выглядели более естественными и приятными для глаз читателей, вы можете либо уменьшить насыщенность чистых цветов, либо сделать их темнее. Если вы хотите получить яркие, насыщенные цвета, полагайтесь на смешанные цвета на расстоянии не менее 5-10° от чистых цветов.
На изображении выше красный, оранжевый, синий и зеленый имеют одинаковую насыщенность и яркость. Единственная разница — оттенок! Красный (0°), синий (240°) и зеленый (120°) выглядят более красочно, чем оранжевый (40°), светло-синий (211°) и ярко-сине-зеленый (170°). Почему бы тоже не выбрать их, ведь всем хочется яркой, красочной визуализации? Давайте разбираться.

Лучше избегать ярких, насыщенных цветов

Неоновые цвета обязательно привлекут внимание читателей. Но эти читатели не будут вам благодарны. Большинство из нас немного нервничают, когда видят их: «Сильно насыщенные светлые цвета НЕ подходят [для передачи] Серьезности, Доверия или Спокойствия», — объясняют Бартрам, Патра и Стоун в своей статье «Аффективный цвет в визуализации» 2017 года.
Если ваши цвета близки к 100% насыщенности и 100% яркости, скорее всего, ваши цвета чересчур красочные. Это определенно относится к чистым цветам, таким как .
«Но я ведь видел такие сумасшедшие цвета раньше, и они хорошо смотрятся», — скажете вы, имея в виду такие проекты:

Статья из New York Times про музыкальные плейлисты

Статья Bloomberg о банкротстве

Статья The Pudding про звезд

Но если вы сравните цвета из этих примеров с такими цветами, как , вы увидите, что все первые менее насыщенные или более темные. 100% насыщенный и 100% ярко-зеленый . становится менее насыщенным в New York Times , менее насыщенным и темным как в статье Bloomberg ., так и в статье Pudding выглядят в оттенках серого вот так: .
Чтобы эта ошибка не резала глаза читателю, у вас есть два варианта:

  • “Сделайте все правильно в черно-белом”: измените яркость каждой области, сделав некоторые светлее, а некоторые темнее, например: . Так они выглядят в оттенках серого: .
  • Разделите области, к примеру, белой каймой.

Я настоятельно рекомендую первый вариант (однако, вы все равно можете обвести его белой рамкой, если вам нравится стиль): цвета будут выглядеть более динамичными, и люди с дальтонизмом смогут понять диаграмму ничуть не хуже остальных. На самом деле, все будут вам благодарны, независимо от способности видеть цвета!
Фактически, правильный способ подобрать палитру для категориальных данных — это выбрать цвета из градиентов, подобных этим:

Цветовые схемы Viridis

Все эти градиенты плавно переходят от светлого к темному, поэтому цвета, которые вы выбираете оттуда, будут иметь разную яркость: или . Попробуйте этот генератор цветовой палитры, если вам нравится такой подход.

Сделайте свои цвета одинаково «красочными»

Зачастую, задача визуализатора заключается в том, чтобы некоторые цвета выделялись на фоне остальных. Есть разные способы добиться этого. Цвета становятся заметнее по разным причинам, например:

  • они намного темнее
  • они намного светлее
  • они более насыщенные
  • они более «чистые»

Обычно вам нужно выделить один или два цвета. Предполагается, что большинство цветов в диаграмме более или менее одинаково привлекают внимание.
Если вы используете цвета с разной яркостью («Сделайте это правильно в черно-белом»), вам нужно будет сбалансировать их. Попробуйте обесцветить яркие цвета. Увеличьте насыщенность темных цветов.
Еще вы можете выбрать менее чистый оттенок: на изображении выше зеленый и синий очень чистые, поэтому я затемнила их (вот как они выглядят при 100% яркости: ).
Затем я хотела добавить красный… но ярко-красный был бы слишком интенсивным, так как это чистый оттенок: . Так что у меня было два варианта:

  • просто затемнить его: .
  • переместить оттенок (и только оттенок) на 30°, чтобы сделать его более оранжевым .

Я выбрала второй вариант, чтобы он выглядел немного более спокойно, но оба этих варианта хороши.

Избегайте слишком слабого контраста с фоном

Удивительное количество диаграмм на ярком фоне выполнено в пастельных тонах. Они часто бывают недостаточно насыщенными и даже ужасно светлыми.
Это влечет за собой некоторые проблемы: если вы работаете с небольшими областями, такими как линии и точки, читателям может быть трудно различить светлые и ненасыщенные цвета на светлом фоне. Однако, даже если видимость объекта — не проблема (например, для больших объектов), ваши визуализации должны заметно контрастировать с фоном, чтобы можно было уверенно говорить: «Эй, я здесь, и мне есть что сказать!».
Вот что делать, если ваши цвета слишком ненасыщенные и светлые :

  • Увеличьте насыщенность:
  • Сделаем их темнее:
  • Или сделайте и то, и другое для наилучшего результата:

Конечно, это тоже дело вкуса. Но если вы боитесь, что ваши цвета слишком пастельные, на всякий случай, попробуйте сделать их более насыщенными и темными. Просто посмотрите, как это будет выглядеть!

Избегайте слишком большого контраста с фоном

Аналогично, верно и обратное: не делайте цвета слишком темными и насыщенными, когда используете яркий фон. Если сомневаетесь, попробуйте сделать цвета светлее, уменьшить насыщенность и посмотрите, как это смотрится.

Выбирайте достаточно ненасыщенный фон

Когда вы немного разберетесь в цветах и оттенках, наверняка цветной фон покажется вам хорошей идеей. Но у цветного фона есть два больших недостатка: во-первых, он легко отвлекает внимание от диаграммы. Во-вторых, он ограничивает вашу потенциальную цветовую палитру, и поэтому с ним сложно работать. Фактически, чем насыщеннее ваш фон, тем сложнее он становится. Так что ненасыщенные цвета — ваш лучший выбор. Вот несколько правил для цветового пространства HSB / HSV:

  • Если вам нужен светлый фон, держитесь подальше от цветов с менее чем 95% яркости и более чем 7% насыщенности.
  • Если вам нужен темный фон, не используйте больше 20% насыщенности. Кроме того, не используйте полностью черный цвет — оставьте яркость между 10% и 25%.

Копируйте цвета или разбирайтесь в них

Выбрать хорошие цвета действительно сложно. Совершенно нормально плохо разбираться в цветах, продолжать в них не разбираться и просто копировать цвета. Серьезно, в том чтобы воровать нет ничего постыдного. Я написала отдельную статью о том, где черпать вдохновение: фильмы (примечание переводчика: фильмов Уэса Андерсона, например!), художники, цветовые палитры, созданные другими, и т. д. И позвольте мне добавить: чужие визуализации данных — тоже отличный источник. Если вы хотите лучше понять, какие цвета подходят друг другу: проанализируйте их. Вот несколько способов сделать это:

Фотография niko photos с сайта Unsplash

  • Выберите изображение в цветах, которые считаете красивыми, например картину или фотографию природы. Затем выберите из них цвета с помощью пипетки, например с помощью Photoshop или image-color.com и попробуйте использовать именно их в следующем графике.
  • Установите Adobe Capture, это то же самое, но для «живых изображений»: этот инструмент позволяет брать цвета из вашего окружения. (Приятно видеть, как много цветов вокруг нас ненасыщены!)
  • Играйте в «ручную подборку цветов»: посмотрите на свой экран. Какие цвета вы видите? Насколько темные и насколько они насыщенные? Какие оттенки рядом; какие из них находятся на противоположной стороне цветового круга?
  • Выбирайте цвета из красивых визуализаций данных. Измените несколько цветов. Они по-прежнему хорошо работают вместе?

Кроме того, в следующий раз, когда вы будете создавать визуализацию данных и не будете довольны цветами, проанализируйте их в цветовом пространстве HSV/HSB, например с colorizer.org:

  • Насколько они насыщены — и выглядят ли они лучше, если вы увеличите или уменьшите насыщенность на несколько (или много) процентных пунктов?
  • Какое у них значение оттенка? Что произойдет, если вы измените оттенок всего на несколько градусов?
  • Ваши цвета по-разному яркие?

Со временем ваше понимание изменится от «это красиво, но я не знаю почему» к «это красиво, потому что…». И вы обнаружите, что можете нарушать все больше и больше правил, которые я объяснила здесь, и при этом создавать отличные цветовые комбинации!

Поделиться
Отправить
Запинить
 660   1 мес  
Популярное