1 минута чтения
20 сентября 2022 г.
Альтернатива голубому и розовому: какие цвета использовать для визуализации гендерных данных?
Перевод статьи “An Alternative to Pink & Blue: Colors for Gender Data”
В своем блоге Лиза Шарлотта Мут решила взяться за вопрос классической комбинации «голубой + розовый» для отображения данных о мужчинах и женщинах. Проведя исследование альтернативных цветовых дуэтов, она делится новаторскими решениями ведущих новостных изданий. Готовы открыть для себя новые способы цветового обозначения гендерных данных? Тогда поехали!
Чжон Ми Юн, проект «Голубое и Розовое»
Несколько недель назад, я написала статью в своем блоге о том, что учесть при выборе цветов для визуализации данных. В ней я отметила, что необходимо избегать стереотипной пары «голубой для мужчин» и «розовый для женщин» при визуализации гендерно-значимых данных. Джон Берн-Мердок из Financial Times твитнул в ответ, как разные новостные редакции используют определенные цвета в своих репортажах о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин в Великобритании.
Эта статья идет в продолжение того твита. Я начну сразу же с примеров новостной графики, где используются розовый и голубой, а также добавлю примеры, где обыграны другие цвета, чтобы объяснить, почему классическая комбинация «розовый + голубой» — не самый лучший выбор. После этого, мы рассмотрим два варианта как уйти от этого цветового сочетания при визуализации гендерно-значимых данных. А начнем с плохим новостей:
Розовый + голубой все еще с нами
Розово-голубая эпоха еще не канула в Лету. Как ни странно, достаточно крупные проекты использовали эти цвета в последние четыре года, чтобы наглядно рассказать о гендерно-ориентированной статистике, например, The New York Times, Bloomberg и The Wall Street Journal. Два проекта The Pudding, увидевшие свет в 2017, которые исследовали тему гендера в кино, использовали красный и голубой, а третий проект, тоже из 2017, «Гендерный анализ персонажей комиксов», использовал темно-синий для мужчин и золотой для женщин.
Слева — оттенки для обозначения мужчин, справа — женщин.
The Pudding, 2017: «Диалог о кино»
The Pudding, 2017: «Она хихикает, он на коне»
Bloomberg, 2016: «Наглядно: кто выбирает себе в пару директоров, врачей, поваров и дворников»
The New York Times, 2015: «Как меняется характер работ среднего класса»
The New York Times, 2017: «Слова, которые используют мужчины и женщины, когда пишут о любви»
The Wall Street Journal, 2016: «Неравенство в оплате труда»
Неудивительно, что именно женщин заботит эта проблема. Энди Керк из visualisingdata.com провел опрос среди 126 дизайнеров по визуализации данных (76 мужчин, 50 женщин) в 2015 году, на тему того, какие цвета они бы назначили для обозначения каждого пола. Среди мужчин, 41% использовали бы розовый и голубой. Среди женщин, такую комбинацию выбрали лишь 14%.
Почему? Итак, существует один аргумент в пользу использования розового и голубого: читатели смогут быстрее разобраться в данных, представленных на графике, если используются эти стереотипные цвета. Нет даже нужды сначала объяснять значения цветов. Алан Смит из Financial Times написал об этом в колонке «The Chart Doctor»: после того, как он создал таблицу с детскими именами, используя розовый и голубой,
«Я привел аргумент в пользу такого решения, так как устойчивая культурная традиция в использовании этих цветов снимала с меня обязанность добавлять отдельную легенду на таблицу. Это, в свою очередь, делало мою иллюстрацию “чище”, к чему все дизайнеры и стремятся».
Алан Смит
В чем же проблема с розовым и голубым? В западной культуре, эти цвета идут в комплекте с целым чемоданом гендерных стереотипов. Розовый рисует в воображении слабых, стеснительных девочек, которые играют с куклами и не заслуживают тех же привилегий, что и мальчики. Голубой соотносится с мальчиками, которым нужно быть сильными и грубоватыми. Когда мы создаем график с розовым и голубым, мы поддерживаем гендерные стереотипы. [1] Но когда мы изображаем неравенство полов (в оплате труда, например), это именно того, чего бы нам хотелось избежать.
# Многие новостные редакции воздерживаются от использования розового и голубого
А теперь к хорошим новостям: в то время как некоторые продолжают использовать эту комбинацию, розовый + голубой перестали быть золотым стандартом, по крайней мере в крупных новостных компаниях. Когда в этом году в Великобритании вышла статистика с данными о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин, дизайнеры визуализации использовали очень разнообразную цветовую палитру. До этого я предполагала, что они будут использовать голубой для мужчин и какой-то теплый цвет для женщин. Но меня ждал сюрприз: The Economist, Guardian, The Telegraph, Washington Post и другие использовали более холодный цвет для женщин, чем для мужчин. Вау! Более сильное отступление от шаблона и представить нельзя. Вот несколько примеров (не только из статистики этого года о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин).
И снова, слева — оттенки для обозначения мужчин, справа — женщин.
В новостных редакциях нет единого подхода
Мне очень нравится разнообразие цветов, которые используются для визуализации гендерно-значимых данных в различных изданиях. Но в визуализации данных существует такая мантра: в статье каждый отдельный цвет должен символизировать только одно явление. Если ваш первый график использует голубой цвет для данных о мужчинах, этот цвет не может отображать данные о женщинах во втором графике. Стоит ли придерживаться этого же подхода для всех графиков в рамках одного выпуска?
По-видимому, дизайнеры визуализации не видят в этом необходимости. Если мы посмотрим на цвета, которые дизайнеры используют в отдельном новостном издании, мы не увидим постоянства. Для каждой отдельной статьи, решение об используемых цветах для гендерно-значимых данных принимается индивидуально. Внизу вы можете увидеть примеры цветов, которые использует Bloomberg, но я могла бы взять любое другое издание – The New York Times, Guardian, ZEIT Online и так далее.
Левая колонка — цвета для обозначения мужчин, правая — женщин.
Но даже в изданиях, где цвета обычно используются предсказуемо, подходы к гендерно-значимой графике не такие однозначные. Основные цвета, которые использует издание Quartz в своих графиках — это розовый и голубой, поэтому мне стало любопытно, какие цвета они применяют при сопоставлении данных о мужчинах и женщинах. Выяснилось, что они и сами в неведении. Почти все авторы в Quartz согласны в использовании розового и голубого. Вот только они не решили, какой цвет соответствует какому полу.
Cлева — цвета, которые использовались для мужчин, справа — для женщин.
Мне такая практика кажется опасной. Графики, которые меняют роли классического значения цветов, могут затруднять восприятие информации. Когда читатели видят розовый и голубой в графиках о гендерных данных, они почти наверняка не станут консультироваться с легендой.
Использование розового для мужчин и голубого для женщин в графиках о неравенстве полов может иметь негативные последствия: вместо того, чтобы поставить стереотипы под сомнение, читатель может ошибочно подумать, «О, а женщины-то себя здесь лучше ощущают, чем мужчины». Это в частности создает проблемы, когда читатели привыкли к тому, что то же самое издание использует комбинацию розового и голубого в «правильной», классической интерпретации.
Как выбирать цвета: пример The Telegraph
Следуя зову любопытства о том, как The Telegraph решили использовать сиреневый для женщин и зеленый для мужчин, я спросила Фрейзера Лайнесса, директора графического репортажа в The Telegraph. Его ответ меня впечатлил:
Такой выбор цвета был вдохновлен кампанией «Votes for Women», которая была частью движения суфражисток в Великобритании в начале XX века. В сердце этого движения стояли «Сильвия Панкхерст и Эммелина Петик-Лоуренс. А цвета, в сущности, были выбраны ими самими (символизируя: сиреневый — свободу и честь, белый — чистоту, зеленый — надежду)».
Фрейзер и его команда ввели в использование эти цвета в свои графики о неравенстве полов, тонко, но при этом недвусмысленно, намекая о необходимости равенства.
В последних графиках (например, здесь в платной версии или в этой статье «Рожденные равными. Неравные по жизни»), женщины представлены сиреневым, а мужчины — зеленым. Но как было принято такое решение?
«Когда мы думали над тем, каким цветом обозначить каждый пол, это была скорее попытка дать фору женщинам в этой гендерной эстафете. **На контрасте с белым, сиреневый выделяется гораздо ярче и привлекает больше внимания по сравнению с зеленым.** Не значительно больше, но достаточно, чтобы склонить чашу весов. Во многих графиках, мужчины часто превышают по количеству женщин, поэтому нам хотелось иметь простой способ вернуть их в центр внимания».
Фрейзер Лайнесс
Можно легко заметить подобный эффект в графиках, похожий на этот:
При грамотной подготовке проект принесет плоды. Фрейзер смог не только отобрать два красивых цвета, но и обосновать такой выбор весомой причиной. «Имея в качестве отсылки движение суфражисток, мне было проще принять окончательное решение», — сказал он мне.
Жаловались ли его коллеги, что более привычные для глаза розовый и голубой не были использованы в проекте? Видимо, нет:
«В целом, никто не возражал против идеи о том, что эти цвета не будут так же легко идентифицироваться, как и комбинация розовый + голубой. Скорее наоборот, им казалось, что привычная цветовая пара может навредить тому посланию, которое мы надеялись передать».
Фрейзер Лайнесс
Новая жизнь розового и голубого
Попытка уйти от розового и голубого в гендерно-ориентированных данных — это задача с двумя фронтами. С одной стороны, данные о мужчинах и женщинах необходимо отображать с помощью других цветов. С другой стороны, комбинация розовый + голубой также нуждается в переосмыслении. И я рада поделиться с вами примерами того, как визуализация данных меняется в этом направлении. Первые три примера выиграли награды Kantar Information Is Beautiful Awards 2017, а последний из них — это работа Джона Берн-Мердока, которому награда Information Is Beautiful Award в целом-то и не нужна. Все примеры переосмысляют розовый и голубой. И ни один не отображает гендерно-значимые данные:
«Включен & выключен»Джона Нельсона
«Пути науки»Кима Албрехт
«Неравенство туристической визы»Кристиана Лэссера
«Регионы Англии наиболее уязвимые для будущего экономического давления»Джона Берн-Мердока
Мне приятно видеть, что многие новостные издания отказываются от розового и голубого. Спасибо каждому, кто пересматривает свои цвета перед тем, как опубликовать что-либо. Спасибо каждому, кто экспериментирует с цветами для гендерно-значимых данных, даже если это по началу кажется плохой идеей. Вы заслуживаете похвалы. Также спасибо Джону Берн-Мердоку за вдохновение и Фрейзеру Лайнессу за ответы на мои вопросы о цветах, которые использует The Telegraph.
[ Рекомендации ]
Читайте также
[ Связаться ]
Давайте раскроем потенциал вашего бизнеса вместе
Заполните форму на бесплатную консультацию